«Новый курс» Ф.Д.Рузвельта и его результаты.
«Но́вый курс» (англ. New Deal) — название экон.политики, проводимой администрацией Франклина Делано Рузвельта начиная с 1933 с целью выхода из масшт.экон.кризиса (Велик.депрессия), охватившего США в 1929—1933.
Рузвельт представил конгрессу обширн.программу преобр-ий («сто дней»), а тот вне себя от паники, порожденной общ.положением в стране, вотировал законопроекты без обсуждений. Знаменитая стоднев.законодат.лихорадка стремительно напуган.конгресса началась 16 марта 1933, когда б/одобрен закон о Реконструкции с/х. выплата фермерам компенсаций за незасев св.земли. Средства для выплат собирались в виде налога на тех, кто обрабатывал с/х-ю продукцию. Рекоменд.уничтожить 6 млн.свиней. Д/преодоления аграр/кризиса закон предусматривал меры повышения цен на с/х-ую продукцию до уровня 1909 – 1914. В их числе: Сокращ-е посев.площадей и поголовья скота. За кажд.незасеян.гектар фермеры получали компенсации и премию, средства, к-е мобилизовались за счет налога на компании, налога на муку и налога на хлопчатобумаж.пряжу. К моменту введения такой меры существов.цены на зерно делали б-е выгодным его испол-ние в кач-ве топлива, и в некот.штатах зерно и кукурузу сжигали вместо дров и угля. Чрезвыч.меры по финансированию гос-ом фермер.задолженности, к-я к началу 1933 достигла 12 млрд. долл., и продажа разорившихся ферм с аукционов прекратилась. Проведение эт.закона в жизнь привело к тому, что запахали 10 млн.акров засеянных хлопком площадей, уничтожили ¼ вс.посевов. б/забито 23 млн.голов рог.скота и 6,4 млн.голов свиней. Часть мяса, молока, пшеницы и др.продуктов питания превращались в удобрения, часть шла на прокормл-е голодавших (т.обр.решался «голод.вопрос»). Т.обр.удалось поддержать цены и улучшить положение в аграр.секторе, доходы фермеров к 1936 выросли на 50 %. Благодаря займам мн.фермер.хоз-ва справились с кризисом. Однако, 10% вс.ферм (600 тыс.) разорились и б.проданы с молотка. Это оставило на экон.арене наиб-е конкурентоспособных. Меры, предусмотренные законом о регулировании с/х, пр/вс, затрагивали мелк.ферм.хоз-ва, т.к.круп.фермеры м.сокращать посевы за счет малоплодор.земель, компенсируя эти потери улучшением обработки хор.земель, покупкой с/х-ых машин и удобрений, добиваясь повыш-я производител-ти и увел-я получаем.продуктов. Льготными кредитами м.также польз-ся конкурентоспос.фермы, не обремененные долгами. Круп.с/х-е монополии и фермы имели больш.прибыль от повышения цен. Благодаря этому процесс компенсации земел.собст-ти усилился
Трудов.лагеря д/безработных.
Законопроект – о созд-и Корпуса граждан.консервации (ССС). Эт.закон -работу 250 тысячам безработ.молод.л-й в нац.парках и лесах, а всего ч-з ССС прошли 2 млн.молод.американцев, одевших зелен.униформу. ССС представлял с-й охватывающую всю тер-ю страны сеть труд.лагерей, где безработ., преимущ-но из ч-ла молодежи, получали кров, одежду, питание, мед.обслуж-е и, кр.того, скромн.денеж.сод-ие (30 дол.в мес.) при усл-и, что больш.часть они б/отсылать св.семьям (25 дол.в мес). Взамен они д/б/выполнять разл.работы, связ.с лесонасаждением, благоустройством парков, заповедников и т.п. От Флориды до Канады б/посажено 200 млн.деревьев. Д/управл-я эт.работами планировалось созд-е спец.органа, но во избежании громоздкости в исп-нии и роста бюрократии, администрация встала на путь испол-ния 4х традиц.министерств – воен., труда, внутр.дел и с/ х. Кр.молодежи, являвшейся осн.частью контингента Корпуса, программа распр-лась на индейцев (14,5 тыс.), безработн.лесников (25 тыс.) и ветеранов (25 тыс.).
Созд-е федерально-штатн.с/с помощи.
«Акт 1933 о чрезвыч.федерал.помощи» признавал безработицу и связ.с нею нуждаемость нац.проблемой и делал помощь жертвам кризиса общ.компетенцией центр.властей, субъектов федерации их полит.подразделений, и в эт.гл.его отличие от «Акта 1932 о чрезв.помощи и строительстве», видевшем в соц.вспомоществовании прерогативу штатн.и местн.органов. В связи с падением кредитоспос-ти штатов функции РФК, выступавшей в роли банка по отн-ю к ним, подлежали ликвидации. Вместо займов вводились безвозврат.дотации. На которые конгресс ассигновал 500 млн. дол. Половину эт.денег следовало употребить на дотации из расчета 1 федер.доллар на каждые 3 доллара средств штата и мест.властей, истраченные за предшествующ.квартал; др-е 250 млн.составляли дискрецион.фонд. Тем самым создавался механизм давления на субъекты федерации, призванный активизировать деят-ть по оказанию помощи. В эт.целях б.исп-ана «дотация в помощь» в иных областях практиковавшаяся федерал.прав-ом ранее, например в дорож.строительстве. Взяв на себя обязательства по долев.финансир-ю вспомоществования, Вашингтон настаивал на том, чт.штаты и муниципалитеты сохр-ли в «разум.пропорциях» св.участие в нем. «Акт 1933 о чрезвыч.федер.п-щи» учреждал соц.орган – Управление чрезвыч.соц.помощи по главе с администратором, назначаемым президентом «по совету и с согласия сената». Вне с/с оставались мн.семьи низкооплачив. рабочих, чья з/пл. вследствие наступления предпринимателей на ур-нь трудящихся оказ-сь недостат.д/самообеспечения. Неохвач-ми б/и те из безработных, к-е не оставили надежды на получ-е работы и вс.силами оттянуть неотвратимо надвигающийся «конец». Курс на интенсификацию повлек за с-й увел-е среднемес.пособия с 15 долл.в мае 1933 до 35 дол.в июле 1935, но в жертву ему б/принесены объект.потребности в б-е значит.расширении вспомоществования.
Аграр.кризис вызвал к ж-ни программы п-щи бедствующ.фермерам. Наиболее перспект.из них считалась начатая в 1934 программа сельск.восстановления, по к-й мелк.фермерам-собственникам и арендаторам, хоз-вшим на плодород.земле, давались небол.краткосроч.ссуды на приобретение инвентаря, скота семян или погашение задолженности по аренд.плате, а тем, кто имел нерентабел.участки, оказывалось сод-ие в переселении в специально построен.д/них поселки с разв.кооператив.связями.
Обществ.работы.
Организовав труд.лагеря д/безработных и тут же следом, выдачу регуляр.дотаций штатам на покрытие расходов по вспомоществованию, администрация Рузвельта тем не м-е ни на шаг не приблизилась к той цели, к-я б/сформ-на в гл.лозунге «нов.курса» - лозунге «восстановления». На 1м этапе выделилось 3,3 млрд.долл., в 1935 4,9, а в 1938 еще 5 млрд.долл. «Акт о восст-нии нац.пром-ти» (НИРА). Предполагалось, что предусмотр.им программа сыграет вспомогат.роль в б-бе с безработицей. Больш.возм-ми, как считалось, обладала нов.программа обществ.работ. Она включала в себя не т-ко работы по озеленению городов и др.косметич.работы, но и строительство мостов, дорог, уборку улиц и пр.работы. Путем привлечения безработ.населения решался вопрос с безработицей.
Восстановление пром-ти.
закон о справедл.усл-х труда, к-ым запрещалось испол-ние детск.труда, на предприятиях федерал.значения устанавливались един.нормы зараб.платы, ее минимал.и максимал.ур-нь, максим.пределы продолж-сти раб.недели – 44 часа (7-8 часов в день) и кол-ва произведен.продукции. В то же время финанс.поддержку из федер.ресурсов получали перспективные предприятия и отрасли. В дальнейшем Рузвельт усилил нажим на монополис.капитал с целью расширения мелк.и ср.част.инициативы, а также, ради гармонизирования отн-й между трудом и капиталом в рамках сам.монополий. «Закон о восстановлении нац.пром-и вводился на 2 года. Он предусматривал либерал.реформы в области трудов.отн-й. Первонач-но закон исходил из компромисса между капиталом и рабочими. Д/предпринимателей имела знач-е отмена антитрестов.ЗДва. В тоже время профсоюзы получали право на коллектив.защиту. С целью добиться «классов.мира», положить конец конкуренции за счет рабоч.в пункте 7А «Кодекса честн.конкуренции». За рабочими признавалось не т-ко право объедин-я в профес.союзы, но и заключ-е коллект.договоров с предпринимателями. Тем самым рабочие удерживались от революц.б-бы. В тоже время амер. монополии не забывали о св.интересах: они предписывали в Кодексах уровень зарплаты.
Соц.обеспечение.
Не м-е важн.значение имел закон о соц.обеспечении, принятый неск-ко недель спустя после принятия закона Вагнера. Им вводилась с/спенсий по старости и пособий по безработице. Пенсии устанавливались с 65 лет; оказ-ась помощь больным и инвалидам. Пенсион.фонды форм-лись из взносов трудящихся и предприятий. Нормы пенсион.обеспечения устанавливались един.д/вс.страны. Круг получателей пособий, размеры и сроки выплат определялись ЗДвом штатов. Однако закон распрост-ся на рабочих и служащих торговли, сферы обслуживания. Объем общест.работ расширился, числ-ть получающих пособия увеличилась до 21,3 млн.ч. Дефицит бюджета стал быстро расти, и, в 1939 составил 2,2 млрд. дол.после эт.число сторонников кейнсианс.теории в США сущ-но возросло. Особо следует подчеркнуть достижения администрации Рузвельта в обл-ти соц.обеспечения. Он, преодолевая пропаганду «амер.индивидуализма», 1м из президентов США н/последова.финансирование программ помощи соц-но незащищ.слоям населения. Помимо этого, в марте 1933 вступила в д-ие программа «граждан.корпус». Полмиллиона безработ.юношей б/примерно на год переселены в 2600 лагерей в отдельн.сельс.и лесн.районах, где трудились на благо и за счет гос-ва.
Спас-е банк.и финанс.систем. Девальвация доллара.
Д/их оздоровления запрещался вывоз золота заграницу; б/прекращен обмен банкнот на золото. В США б/закрыты все банки. Несмотря на то, что мн.общес.деятели и политики требовали национализации банков, Рузвельт не пошел на это. В принятом единогласно «Чрезвычайн.законе о банках» предусматривалось возобнов-е функций и получение правительств.кредитов (займов) из федерал.резерв.с/с, хотя это разрешалось т-ко благополучным, т.е. наиб-е крупн.банкам. К концу 1933 б/вновь открыто 4/5 банков членов Федерал.резерв.с/с, однако 2 тыс. банков разрешение на это не получили. Создан.при президенте Гувере Реконструктивная корпорация расширила св. операции за 1е два года «Нов.курса» сумма займов, выданных ею, превысила 6 млрд.долл. В рез-те усилилась концентрация банк.с/с число банков с 25 тыс. сократ.до 15 тыс. Д/увел-я финанс.ресурсов гос-а и расшир-я его регулирующ.функций в эт.период США отказались от золот.стандарта, изъяли золото из обращения и провели девальвацию (обесценивание доллара). В январе 1934 золот.сод-ние доллара снизил.на 41%. Девальвация доллара затруднялась активн.торгов.и платежн.балансом. Встать же на путь массов.выпуска необеспеченных золотом бумаж.денег Рузвельт не сч-л возможным. Поэтому США осущ-ли крупномасшт.закупки золота по ценам, превышающим курс доллара по отн-ю к золоту. Это искусственно снизило курс доллара. Одновр-но золотой запас б/изъят из федерал.резерв.банков и передан казначейству. Банкам взамен выдавались золот.сертификаты, приравнен.к золоту и обеспечивающие банков.резерв. 1934 - «Закон о золотом резерве», устанавливающий нов.цену на золото 35 долл. за унцию, действовавшую до 1917. Это привело к распредел-ю дохода в пользу пром.капитала. Б.предотвращены массов.банкротства в кредит.сфере, уменьшилась задолженность монополий прав-ву, усилились экспорт.возм-ти США.