Формирование монархической системы в период правления Октавиана Августа
Пути юридического оформления власти Октавиана были показаны обоими его предшественниками — Суллой и Цезарем. Однако осторожный Октавиан учел опыт мартовских ид 44 г. и постарался облечь свою власть в наиболее «конституционные» формы, сохранив в государственном устройстве максимум республиканских элементов. Более того, формально республика продолжала существовать, а Октавиан, в отличие от Цезаря, не обнаруживал никаких монархических тенденций.
Смерть Антония 1 августа 30 г. фактически сделала Октавиана единств. и неограниченным повелителем римской державы, но юридически нисколько не изменила его положения. Еще в 36 г., после победы над Секстом Помпеем, Октавиану была дарована пожизненная триб. власть. Должность трибуна давала Августу самые широкие полномочия, его особа становилась священной и неприкосновенной. При этом подчеркивалось демократическое происхождение власти.Теперь сенат ее подтвердил и расширил. В 29 г. титул «императора», который Октавиан неофициально употреблял уже в течение нескольких лет, был присвоен ему официально. 13 января 27 г. Октавиан заявил в сенате и народном собрании о сложении с себя триумвирских полномочий и о «восстановлении» республики..
После этого у главы государства сохранилась пожизненная трибунская власть, что давало ему всю полноту гражданской власти. Консульство, которое Август в течение нескольких лет занимал ежегодно, вместе с личным империем, делало его носителем военной власти. Наконец, в качестве «первого сенатора» он пользовался авторитетом главы высшего учреждения в государстве.
Сам Август, чтобы скрыть монархическое существо своей власти, предпочитал называть себя «первым лицом в государстве» (princeps civitatis)..
Август санкционировал термин: «принципатом» стали называть окончательно сложившуюся при нем и продолжавшую существовать при его преемниках систему римского гос-го устройства, при которой фактическая монархия была прикрыта респ-ми формами и пережитками.
В 23 г. Август отказался от должности консула, которую он занимал непрерывно с 31 г.. Но с 22 г. ему было «даровано» право созывать сенат и председательствовать в нем, сидя между обоими консулами.
Еще важнее было постановление, принятое сенатом в 23 г.: империй Августа был признан высшим империем по отношению ко всем другим военачальникам.
Общий результат не вызывает сомнений: несмотря на подчеркивание респ-го начала в итоге усилился монархический принцип
На этом эволюция принципата в основном закончилась. Нужно только прибавить, что в 13 г. Август был избран в комициях верховным понтификом и стал, т.о., главой римской религиозной организации. Формальная основа принципата свелась к трем основным моментам: расширенная трибунская власть делала Августа главой всего гражданского управления (сената, комиций и магистратур); высший империй давал ему верховную власть над всеми римскими войсками и провинциями; понтификат предоставлял руководящую роль в делах религии. Сюда нужно добавить различные экстраординарные полномочия и поручения, которые время от времени брал на себя Август: цензорский надзор «за законами и нравами», забота о снабжении г. Рима продовольствием, надзор за водопроводами.
Август реорганизовал армию таким образом, чтобы, опираясь на нее, он мог господствовать в стране: командный состав находился в полном подчинении принцепсу, от которого зависела карьера каждого воина; ветераны получали землю; был завершен переход к постоянной наемной армии.
Принцепс обладал огромным состоянием, награбленным во время проскрипций и военных походов. Им был создан особый вид казны — фиск, средствами которого Август, будучи верховным главнокомандующим всеми вооруженными силами, мог распоряжаться бесконтрольно.
Итак, Август сконцентрировал в своих руках важнейшие функции военной и гражданской власти, превратившись в полновластного правителя страны.
Таким образом, не желающий быть монархом принцепс тем не менее воспринимался именно как монарх - священная личность, обладающая широчайшими полномочиями. Римская идеология времени принципата Августа, выросшая на почве «республиканизма», во всех ее проявлениях эволюционировала в сторону «монархизма».
Отсутствуют такие признаки монархии, как полнота власти главы государства (он делит государственную власть с другими - традиционными властными учреждениями), наследственный принцип передачи власти (этот принцип только начал формироваться, но еще «не действовал»), структурная оформленность приоритета единоначальных органов государственной власти. И тем не менее, некоторые существенные признаки монархической формы правления налицо. Фактически можно уже говорить о единоличности власти (пусть и не всей ее полноты), о неответственном положении главы государства, который отчитывается в своих действиях, когда считает это нужным, и с полной убежденностью, что они будут одобрены. Формируется пирамидальная организация власти, и вершина этой пирамиды, разумеется, - принцепс, которому подчинены правители провинций, военные командиры, многочисленная бюрократия, и подконтрольны государственные должностные лица и сенат.