Новая система исторического образования в Российской Федерации и ее особенности. Инновационные технологии в преподавании истории.
В 1992 г. принят Закон РФ «Об образовании». Основой реформирования образ.системы стал принцип приоритета личности. В соотв. со стратегией развития ист.и обществоведческого образования осуществлен отказ от монополии гос-парт.идеологии и начат переход к плюрализму идеологий. Провозглашалось обращение к ценностям, связанным с лучшими нац. и мировыми традициями. Вводимая структура ист.образования должна была обеспечить становление целостной системы знаний о человек и обществе.
Началось введение обязательного (осн.) 9-лет.образования Школа стала переходить с линейной на концентрическую структуру. Первый концентр составляла осн.школа 5-9 классы, 2-й – полная ср. школа – 10-11 классы.
В 1-м концентре ввели изучение отеч. и всеобщей И. с древности до н/дней на основе цив.подхода. Стратегия образования предусматривала сначала изучение И. Рос. в контексте всемир.И., а затем создание единого курса «Россия и мир». Во 2-м концентре вводились курсы «И. Рос. с древнейших времен до н/дней», «Осн.вехи И. чел-ве», «И. мировых цивилизаций». Для повторения и углубления на более высоком теоретическом уровне ранее изученного предполагалось изучение модульных и интегрированных курсов.
В 90-е изменились значение и роль традиционных программ как обязат. для выполнения гос.документа. Решено ввести по западному образцу госстрандарт, определяющий обязательный min ист.образования, количественные критерии оценки качества обучения. Во Временном Госстандарте ученые-методисты попытались изложить осн.требования к ист.образованию учащихся. Цели обучения, объект изучения И. – прошлое людей и человечества и осн.системные характеристики объекта – ист.прошлое, пространство, движение. Однако Врем.Госстандарт на деле оказался теоретически сложным и мало пригодным для повседневной работы учителя.
Особенности: 1) Концетризм. 2) ненаучность названия курсов нет истории СССР, периодизация.3) резкое снижение учебного времени на изучение истории: если раньше 612 ч. в целом, то сейчас-510 ч. 4) Отсутствие общеустановленных названий курсов по истории сов. общества. 5) стремление ужать историю заруб. стран, а историю Р. растворить в так называемых курсах по истории цивилиз. 6) Разнобой, разночтение в программах, которые сопровождают эти курсы+резкое падение матер. и полит. статуса учителя истории ср. школы.
1940г-з/п учителя-97% от уровня з/п в промышленности, 2001-60%, 2003-50%, к нач. 2004-45% + нравствен: учителя не ценят так как раньше+в связи с таким отношением власти к учителю в школе учителя в основном люди пенсионного возраста ( молодежь не идёт в учителя). Нет. шк., которая была бы полностью укомплектована учителями. Очень малый процент учителей владеет компьютером. Если власти обесп. нормальное образование-страна нормально живёт, если средн. образование деградирует, то и страна деградирует.
Инновационные технологии в преподавании истории
Наиболее часто применяются технологии развивающего обучения. Его научное обоснование дано в трудах Л.С. Выготского. Свое дальнейшее развитие оно получило в работах Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, Н.А. Менчинской и др. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума. Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес. В преподавании истории технология развивающего обучения находится в состоянии поиска и разработки. Урок остается основным элементом образовательного процесса, но его функции, форма организации могут варьироваться. Развивающее обучение способствует совершенствованию познавательных способностей личности. Основой для развития учащихся является содержание исторического образования, его качество. Полноценное содержание, богатое фактами и связями, при ярком, эмоциональном изложении дает для развития прекрасную основу. Необходимо научить школьников самостоятельно делать выводы и оценивать те или иные факты, явления. Обучение призвано вести за собой развитие, предъявляя новые возрастающие требования в области овладения историческим содержанием и адекватными способами действия. Мыслительная деятельность учащихся должна быть достаточно трудной, но доступной. Методическая цель – создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников. Эта цель достигается следующими путями: учитель создает проблемные ситуации, коллизии; использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрывать субъектный опыт учащихся; составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися; создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирует учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; оценивает не только конечный результат, но и процесс деятельности ученика.
В современной школе широко распространены групповые технологии. В.К. Дьяченко считает, что организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую (когда один обучает многих), парную и индивидуальную. Групповой способ обучения прекрасно вписывается в классно-урочную систему. В групповой технологии можно выделить групповую работу (на принципах дифференциации) и межгрупповую (каждая группа имеет свое задание в общей цели). При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль. Данная технология позволяет обучать как сильных, так и слабых учеников, в основе подхода к ребенку лежит сотрудничество. Она обеспечивает активность учебного процесса и достижение высокого уровня усвоения содержания, оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребенка. Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются следующие: во-первых, класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач; во-вторых, каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя; в-третьих, задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы; в-четвертых, состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы – в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по истории, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять друг друга. К разновидностям групповых технологий относится групповой опрос, который проводится с целью повторения и закрепления материала после завершения определенной темы или раздела программы. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. При этом ответы ученика комментируют, дополняют и совместно оценивают все члены группы. Вопросы составляются учителем. Такой опрос, организованный в классе, ведется во всех группах одновременно. Беседа происходит вполголоса, чтобы не мешать друг другу. Кроме высокой интенсивности группового опроса, позволяющего в течение урока выявить знания всех без исключения учащихся, эта форма организации коллективной деятельности способствует воспитанию у школьников чувства взаимной требовательности и ответственности за учебу.
Новая система исторического образования в Российской Федерации
Страница: 1
Сообщений 1 страница 1 из 1
Поделиться12011-04-26 00:34:01
Страница: 1