Историческая карта как наглядное пособие на уроках истории.
Историческая карта – наглядное пособие, которое отражает локальную историю в условно-географической форме, используя градусную сетку.
Дж.Никол(Ремесло учителя истории): карта – модель реальности, выделяющая ее ключевые элементы и воспроизводящей их в символической форме.
Функции карты: 1)наглядное раскрытие причинно-следственных связей; 2) помогают в анализе и обобщении учащимися изученного материала; 3) дает возможность проглядеть ход исторических событий; 4) закрепление материала
Вагин - 3 вида исторических карт: 1) Общие карты (отражающие исторические события в стране/группе стран, их состояние в определенный момент исторического развития); 2) Обзорные (отражают ряд последовательных моментов в развитии изучаемого явления, чаще всего территориальные изменения); 3) Тематические карты (посвящены отдельным событиям). Также можно выделить схематичную карту (схематичное изображение исторического процесса) и контурную.
Вагин выделяет 8 приемов работы с картой: 1)показ и пояснение; 2) работа по 2-м картам для сравнения; 3)прием разборной карты; 4) прием оживления карты; 5) прием переноса карты; 6) вычерчивание карты на доске; 7) прием заполнения контурной карты; 8)историко-географический диктант.
Порядок заполнения контурной карты: 1) заполняется по заданию учителя; 2) прежде чем приступить к работе – продумать ее до конца; 3)рассчитайте где написать названия рек. городов, обозначить границы и т.д.
Существует 2 методики работы с картой. 1) методика Стражева: а)использование настенных карт; б) учитель должен стоять справа от карты по отношению к классу, указка в правой руке; в) дотрагиваясь указкой до объекта рассказа, учитель должен подбирать словесные ориентиры.
2) методика Тонебаума: а) цель работы настольная карта учебника или атласа; б) учитель во время проведения урока дает сложные ориентиры, а ученики по ним самостоятельно находят объект; в) вызвать ученика к настенной карте, чтобы он показал; г) учитель формирует в ученике привычку постоянно обращаться к карте в совей учебной работе.
Т.О. историческая карта – важное средство обучения учащихся истории, помогающее формировать у них представление и знание мест, где свершались исторические события. Учитель должен активно использовать карту на своих уроках