Международное положение и внешняя политика СССР в середине 1960-1980-х
К середине 60-х гг. сравнительно с первыми послевоенными  годами  мир оказался  в  существенно   изменившейся   ситуации.   Противоречия между союзниками по антигитлеровской коалиции  вылились  в жесткое противоречие 2х  общественно-политических  систем. Вост. Европа находилась под полным контролем СССР, тогда как Западная  - в прочном военно-политическом и экономическом союзе с США. «Холодная  война» была в самом разгаре. Основным объектом борьбы «социализма» и  «капитализма»
являлись  страны  «третьего  мира»,  образовавшиеся  на  развалинах  мировой колониальной  системы.  СССР  и  США,  стоявшие  за  ними  НАТО и ОВД, избегали  прямой военной  конфронтации.  Однако  соперничество  за  влияние  в  развивающихся странах оставалось весьма острым, и нередко приводило  к  локальным  военным конфликтам.       
Отношения со странами соцлагеря.     
К власти во многих странах стали приходить более либерально настроенные коммунистические лидеры, проводились экономические реформы, которые не отвечали классическим представлениям о соц-ме. Реакцией на кризис «сов. модели соц-ма» в странах  Вост. Европы и события  «пражской  весны»  1968  г.  явилась  т.н. «доктрина Брежнева». Главное ее содержание составила  «теория  ограниченного суверенитета» социалистических стран.  «Доктрина   Брежнева»   признала    наличие    слабых    звеньев    в социалистическом  фронте,  возможность  реставрации   капит-ма   в   силу объективных трудностей и ошибок субъективного характера,  вероятность  войны с империалистическим окружением,  чрезвычайность  такой  акции как  военная помощь дружественной стране  в  защите  социалистического  суверенитета.  «Когда  возникает  угроза  делу соц-ма   в   одной   стране,   угроза   безопасности   соц-го содружества в целом - это уже становится не только проблемой  народа  данной страны,  но  и  общей  проблемой,  заботой  всех  соц-х   стран». Политика «невмешательства», по его мнению,  прямо  противоречила  интересам обороны  братских  государств.
Несмотря на незначительное увеличение полит. и экон.самостоятельности, взаимоотношения между соц-ми странами были далеко не равноправными. СССР по-прежнему был «старшим братом», который определял основные направления деятельности своих союзников.       
Попытки народно-демократических преобразований подавлялись как  извне, так  и изнутри (движение «Солидарность» в 1980-1981 гг. и его  запрет  с  введением военного правления в Польше).   
Особенно напряженно складывались отношения с Китаем. Китайская коммунистическая партия, как и КПСС, претендовала на лидерство в мировом коммунистическом движении.
Китайский вариант реформ  образца  50-60-х  гг(культурная рев-я)  обусловил  жесткую конфронтацию СССР и КНР. В 1969 г. на советско-китайской  границе  произошли вооруженные столкновения (в районе о. Даманский и др.).  Лишь  после  смерти Мао Цзэдуна в 1976 г. и смерти Брежнева в  1982  г.  отношения  между  двумя странами нормализовались. К маоистскому течению  в  период  после  «пражской весны» добавился «еврокоммунизм», провозглашавший автономность  национальных компартий,   приоритет   национальных   ценностей,   отрицание    «диктатуры пролетариата» и утверждение демократических механизмов прихода  к  власти  и руководства    обществом.   
Отношение со странами 3-го мира
Авторитет    соц-ма    оставался    высоким преимущественно в  тех  странах  3го  мира,  которые  получали  военно-финансовую и техническую помощь СССР. Для  Советского  Союза  это  была  еще одна  статья  огромных  расходов  в  ущерб   собственным   экономическим   и социальным программам.
Отношения со странами «3го мира» в значительной степени подчинялись логике стратегического противостояния СССР и США. На Ближнем Востоке СССР занимал однозначно проарабскую позицию, поддерживая дружественные отношения с Сирией и Египтом, лидерами арабского мира. Когда в 1979 г. президент Египта А. Садат заключил мирный договор с Израилем, контакты с ним были фактически заморожены. В период американской агрессии во Вьетнаме (1964—1975) СССР оказал значительную военно-техническую помощь Демократической Республике Вьетнам. Поддерживал СССР и антиамериканских повстанцев в Никарагуа. Активная политика проводилась в Африке, где под советским влиянием находились Мозамбик, Ангола, Гвинея-Бисау, Эфиопия. Введение советских войск в Афганистан (декабрь 1979) положило начало длительному военному конфликту, в котором СССР понес большие человеческие, материальные, моральные потери.
Отношения со странами Запада.
Вторая половина 60-х — 80-е гг. — время разрядки в отношениях СССР с капит-ми странами. Ее инициатором выступил французский президент Ш. де Голль. В 1970 г. Л. И. Брежнев и канцлер ФРГ В. Брандт подписали договор, признавший послевоенные границы в Европе. В 1972 г. аналогичные договоры ФРГ подписала с Польшей и Чехословакией.    Ж. Помпиду и Л.И. Брежнев подписали в октябре 1971 г. Документ«Принципы сотрудничества между СССР и Францией».
Наиболее натянутыми на протяжении всего периода они были с Великобританией и Японией.
1972 г. был годом важного поворота в советско-американских отношениях. Это было связано с визитом в мае президента США Никсона в Москву. Начиная с этого времени и вплоть до 1975 г. мир жил в атмосфере разрядки напряженности и «согласия» между США и СССР.
В первой половине 70-х гг. СССР и США заключили ряд соглашений об ограничении гонки вооружений. Состоялись официальные встречи советского и американского руководства на высшем уровне (1972, 1973, 1974, 1978).   
     В 1975 г. в Хельсинки 33 государства Европы, а также США и Канада подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе о принципах межгосударственных отношений: уважение суверенитета и целостности, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и др. Итоги Хельсинкского совещания Восток и Запад понимали по-разному. США и их европейские союзники подчеркивали гуманитарные аспекты достигнутых договоренностей (права человека, неприкосновенность личности и др.). СССР придавал основное значение принципам невмешательства во внутренние дела, нерушимости послевоенных границ в Европе; суверенного равенства и уважения прав, присущих суверенитету, включая право свободно выбирать и развивать свои политические, экономические и культурные системы.   
     Разрядка вообще была противоречивым явлением. Она стала возможной не в последнюю очередь потому, что к 1969 г. СССР добился военно-стратегического паритета (равенства) с США. Сверхдержавы продолжали вооружаться. Гонка вооружений стремительно усиливалась. СССР и США противостояли друг другу в региональных конфликтах, в которых они поддерживали воюющие друг против друга силы (на Ближнем Востоке, во Вьетнаме, в Эфиопии, в Анголе и др.). В 1979 г. СССР ввел в Афганистан ограниченный военный контингент. Разрядка этого испытания не выдержала. «Холодная война» возобновилась. Взаимные обвинения, ноты протеста, споры и дипломатические скандалы стали неотъемлемыми элементами системы международных отношений в первой половине 80-х гг. Отношения между СССР и США, ОВД и НАТО заходили в тупик.