Урок истории, его типы и виды, их построение.
  Урок – логически законченный, целостный, ограничен.опред. рамками времени отрезок учебно-восп.процесса, его важнейшая стр-рная единица.
      Классно-урочная система обучения пришла на смену индивидуальной. Определяющую роль в ее становлении сыграл великий славянский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670). В своих основополагающих трудах «Чешская дидактика», «Законы благоустроенной школы», «Великая дидактика» Коменский обобщил опыт и оформил классно-урочную форму преподавания как систему обучения, к-я стала внедряться в европ. странах.
    На уроках истории учитель формирует ист.знания уч-ся, воспитывает в нем высокие гражданские качества чел-ка, вырабатывает в уч-ся приемы рациональной умственной деят-ти. Эти 3 задачи в совр.условиях на уроке выступают в единстве, ими определяется качество совр. урока истории.
      Необходимо обеспечить на уроке единство обучения, восп. и развития. Совр.урок – развивающий. Его задача научить школьников мыслить, рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать свои суждения, убедительно доказывать выдвигаемые положения.
Осн.этапы урока: 1.орг.момент; 2. проверка усвоения уч-ся предыд. материала; 3. подвед.итогов проверки, логич.переход к изучению новой темы; 4. изуч.новой темы; 5. проверка усвоения изученного материала, освоения новых приемов умств.и учеб.работы; 6. дом.зад.; 7. орг. окон. урока.
        1. На уроке должна царить серьезная рабочая атмосфера.
2. Новые знания усваиваются прочно, если «ложатся» на старые, ранее усвоенные знания.
3. Логические переходы связывают в одно целое знания, ранее полученные, со знаниями, к-е предстоит изучить. Эти логические переходы осуществляют функцию организации ист. знаний в качестве системы знаний.
5. После изучения нового материала проводится проверку полученных знаний, закреплять изученное на уроке.
6. Доп.к классной работе – дом.работа.
      Выбор того или иного типа урока определяется 3 обстоятельствами: во-1-х, содержанием материала, к-й необходимо изучить, во-2-х, целевой установкой урока, как главными научно-теоретическими положениями, вытекающими из урока и, в-3-х, особенностями класса (т.е. уровнем сформированных знаний, возрастом, умениями и навыками учащихся).
критерии классификации уроков:
1)Задачи урока (дидактические): зачем, с какой целью проводится урок.
2)каждый тип включает в себя ВИДЫ урока. сумма видов урока в совокупности даёт тип урока. 3) Методы и приёмы проведения урока.
4 типа классификации:
Классификация - преобладающее звено процесса обучения I . Зиновьев: «Основные вопросы методики преподавания истории». 1) Урок сообщение (новых знаний. 2)Урок повторение и закрепление знаний «-» ссужен спектр уроков истории, (есть ещё много др. уроков: беседы, работы с источником). Пассивность: сообщение новых знаний , а не беседа, разбор. II . Вагин. «Типы уроков по истории». М., 1957. (4-5 кл.) «Типы уроков по истории»: 1)Урок содержащий все звенья процесса обучения.2) Урок изложения нового материала ( в форме рассказа) 3) Урок повторение. Вагин А.А., Сперанская Н.В. «Основные вопросы методики преподавания истории в старших классах». М., 1959. (6-7 кл) 1) –«-«-(комбинированный урок) 2) Урок сообщений нов. знаний. 3) Вводный урок 4)Заключит. урок 5) урок выработки умений и навыков. 6)Урок разбора изученного материала. 7) Повторительно - обобщающий урок. 1968 (8-10): 1)Вводный урок. 2)Урок сообщения новых знаний. 3) Урок разбора. 4)Урок заключительный 5) повторительно - обобщающий. 6) обобщающий. 7) опроса. 8) выработки умений, навыков. 9) применение нов. знаний 10) комбинированный урок (содержит все звенья процесса обучения). III . Студеникин (2000): 1) Вводный урок. 2) Урок изучения нового материала. 3) комбинированный (смешанный урок). 4) Контрольный урок. 5) Урок проверки и учета знаний. 6) повторительно- обобщающий урок Он не дал ничего нового по ср-ю с Вагиным, только сузил. Стражев А.И. Методика преподавания истории. М., 1964. : 1)Комбинированный урок обычного типа 2)Урок изложения в форме рассказа или школьной лекции 3)Урок-беседа 4)Урок повторительно-обобщающий 5)Повторительно-учетный урок в форме опроса 6)Урок учета путем контрольной письменной работы 7)Урок работы над источником – документально-исследовательский урок 8)Киноурок или урок с диапозитивами 9)Урок-экскурсия 10)Урок самостоятельной работы учащихся 11)Урок с рефератами (сообщениями) учащихся
    Типы уроков по Золотареву (дидакт.задачи): вводный, изучения нового материала, повторительно-обобщающий, заключительный, зачетный.
    Виды уроков (способы препод.): комбинир., урок-лекция, изложения нового материала, экскурсия, киноурок, с диапозитивами и диафильмами, с исп.компьютера, с сообщениями уч-ся, с ист.источниками, семинар.